Описание выбранных методик
В данном исследовании был использован Модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов Вильямса (САР), а точнее, такие его методики, как Тест Дивергентного Мышления
и Опросник личностных творческих характеристик.САР был разработан первоначально для отбора одаренных и талантливых детей в школы, работавшие по федеральным, государственным и местным программам развития творческих способностей. В настоящее время САР доступен для измерения творческого потенциала всех детей. Креативные тесты Вильямса, несомненно, могут быть использованы и для оценки творческих способностей взрослых людей
Тест дивергентного мышлениянаправлен на диагностику комбинации вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально-перцептивных показателей. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Также можно получить оценку для названия, отражающую вербальные способности. Таким образом, полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий мозга.
Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Испытуемым предлагается дорисовать картинки в квадратах и придумать для каждой картинки название. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи. Испытуемым дается инструкция, после чего они начинают работу над тестом. Более подробно инструкция и стимульный материал представлены в приложении А.
В результате мы получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:
· Беглость (Б);
· Гибкость (Г);
· Оригинальность (О);
· Разработанность (Р);
· Название (Н).
1. Беглость
— продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных испытуемым, независимо от их содержания. Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).
2. Гибкость
— число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.
Четыре возможные категории:
— живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.
— механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.
— символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.
— видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.
Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.
3. Оригинальность
— место (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.
Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.
Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.
1 балл — рисуют только снаружи.
2 балла — рисуют только внутри.
3 балла — рисуют как снаружи, так и внутри.
Еще по теме:
Коммуникативная рефлексия
При рассмотрении кооперативного аспекта рефлексии она трактуется как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней (Щедровицкий Г.П.). Г.П.Щедровицкий рассматривает рефлексию исхо ...
Виды мышления
1. Элементарное (конкретное) мышление, т.е. форма отражения действительности, проявляется в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Оно свойственно человеку и животным. Физиологическ ...
Понятие эмпатии и
ее характеристики
«Эмпатия - это способность встать в ботинки другого.»
К. Роджерс
Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению. В связи с этим имеет смысл начать с такого определения, которое разделяется большинством авторов. На ...