Заключение
Подводя итог вышеизложенному в данной работе следует отметить, что эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни.
Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.
В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания.
Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект и стресс. Параметры, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития.
Существуют две разные точки зрения на вопрос: развиваются ли эмоции в течении жизни человека.
Исследователи по-разному отвечают на данный вопрос. Одни утверждают, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение – о том, что эмоциональная сфера человека развивается.
На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными характеристиками эмоциональных процессов. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Эти эмоции развиваются. Вот поэтому знание эмоциональных процессов поможет научиться управлять эмоциями, а психологам правильно сделать психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, что так необходимо в настоящее время.
[1] У.Джемс. Научные основы психологии // Психология эмоций: Тексты – М., 1997. с.58.
[2] И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан. Психология. 2-е изд., 2003 г., с.197-201.
[3] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Эмоции и деятельность. – СПб.: Питер, 2003. с.565.
[4] Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М., 1986. / Что такое эмоция. с.16-17.
[5] А.С.Молчанова. На вкус, на цвет… М., 1966, с.120.
[6] В.К.Вилюнас. Психология эмоциональных явлений // Функциональная классификация эмоций. 1976, с.100-119.
[7] Е.И.Рогов. Эмоции и воля // Виды чувств. 1999, с.60-61.
[8] А.Н.Леонтьев. деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
[9] Е.П.Ильин. эмоции и чувства // Характеристика различных видов эмоционального реагирования. Аффект, 2001., с.52-54.
[10] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Виды эмоциональных переживаний. Аффект. 2003, с.579-580.
[11] Ю.Г.Чирков. Стресс без дистресса. 1988.
[12] Лазарус Г. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс, 1970.
[13] Дубровина И.В., Данилова. Психология. // Эмоциональные состояния. Стресс. 2003, с.205-206.
[14] Рибунштейн Л.С. Основы общей психологии // Виды эмоциональных переживаний. 2003, с.581-583.
[15] Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. 1964, с.106-110.
[16] А.Н.Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
[17] Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1984, с.10.
[18] Е.П.Ильин. Эмоции и чувства // Методы изучения эмоциональной сферы человека. 2001, с.437-446.
Еще по теме:
Психолого-педагогические средства формирования
защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков
Учитывая, что подростковый период в большинстве научных источников рассматривается как наиболее стрессогенный и конфликтный период в онтогенетическом развитии человека, были выделены определенные критерии, которые могут способствовать воз ...
Пение и дыхание
Для здоровья человека крайне значимо дыхание. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения фольклорных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релакса ...
Фазы стресса
Ганс Селье выделил три фазы "общего синдрома адаптации":
· реакцию тревоги, когда организм готовится к встрече с новой ситуацией;
· фазу сопротивления, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации ...