Истерическая женщина по Фрейду
Парадоксально, но внешнее проявление сексуальности используется как защита от истинной сексуальности. Истерическая женщина боится удовлетворения своего желания. Если такой типаж женщин и преподносит себя как очень сексуальный объект, это вовсе не является настоящей сексуальной готовностью, данной категории людей свойственны сильные, неудовлетворенные генитальные импульсы, заторможенные генитальной тревожностью, а как следствие - постоянное ощущение опасности. Они стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и рискованного, боятся ограничений, традиций, закономерностей и порядка, не любят привязанностей, обязанностей и какого-либо планирования. Живут от мгновения к мгновению, без четких планов и целей, в ожидании нового.
Главное ощущение женщин при истерии – чувство маленького, пугливого и дефективного ребенка в мире, где доминируют сильные и чужие другие. Несмотря на то, что люди с истерическим складом личности часто выступают как контролирующие и манипулирующие, их субъективное психологическое состояние совершенно противоположно; для людей истерического типа важно быть любимыми, они ищут в любви прежде всего подтверждения своего Я, воспринимают любовные отношения как кульминацию всей своей жизни. Поскольку самооценка истерических личностей зависит от доказательств любви к ним партнера, они ненасытны в средствах и способах получения этих доказательств. Нередко попадают в "любовные треугольники", где подсознательно повторяется их положение между двумя родителями. В такой ситуации истерические личности как бы возобновляют свое соперничество с матерью или отцом.
Зигмунд Фрейд в своих теориях основывается на двух предпосылках. Первая предпосылка делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма. Сексуальное развитие и общее формирование психики, проходят, по Фрейду, несколько критических фаз, содержание которых обусловлено как генетически, так и формами воспитания. Каждая фаза оставляет "следы" в виде черт характера. На каждой возможны задержки, отклонения, предопределяющие невроз.
Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. Для того, чтобы лучше понять сущность проблемы истерических женщин, необходимо рассмотреть каждую из вышеперечисленных стадий.
Начиная с оральной фазы, можно отметить, что протекает она с рождения и вплоть до 12 месяцев, характеризуется быстрым ростом, основным источником удовольствия и потенциальной фрустрации является кормление. Ведущая эрогенная область этой стадии - рот как орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.
На оральной стадии фиксации либидо у человека, по Фрейду, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов. "Застревание" на оральной стадии, по Фрейду, сказывается на взрослой личности в виде зависимости от оральных стимулов. Оральные фиксации на сосании формируют пассивный, выжидающий тип личности, установку на зависимость от других. В любви этот тип ищет протекции. Сублимирование оральных влечений в интеллектуальную сферу порождает рассеянный интерес к знаниям, новой информации, как бы заменяющей материнское молоко. Грубое подавление оральных влечений в детстве оставляет след в виде отвращения к поцелуям, снижает восприимчивость к внешним впечатлениям, угнетает любознательность. Оральный тип, по преимуществу, общителен, доброжелателен, доверчив. Способен легко увлекаться, мечтать, но пассивен и безынициативен. В фантазиях орального типа встречается желание укусить, съесть, выпить кровь другого человека.
Еще по теме:
Анализ результатов констатирующего эксперимента
Имеющийся у ребенка запас знаний и представлений об окружающей действительности определяет его кругозор, и в известной мере социальную адаптацию, на которой, кроме всего прочего, сказывается и общая активность ребенка в установлении социа ...
Обучение как целенаправленный процесс развития личности
Под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей ...
Факторы саморегуляции индивидуального стиля деятельности
Данный вопрос отражает представления о пределах изменчивости функционирования человека, о вариативности способов его деятельности, их энергетической составляющей и о том, в какой мере субъект деятельности может осознанно выбирать приемы д ...