Феномен детской и подростковой застенчивости
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, и самое главное - не чувствуют себя полноценными людьми из-за всевозможных комплексов.
Застенчивость может проявляться у ребенка с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешнем уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Ребенку трудно контактировать с другими, быть в центре компании, разговаривать, когда его слушает большое количество людей, выступать перед другими. Сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна.
В школе застенчивость может стать корнем множества проблем. Во время занятий, где общение держится не на монологе учителя, а на двустороннем контакте, активной стороной часто должен выступать сам ребенок. В начальной школе занятия редко проходят в форме лекции или письменной работы. Все предметы в той или иной степени предполагают устные выступления детей, а для гуманитарных предметов это основная форма общения учителя с детьми.
Стеснительность ребёнка в процессе обучения, с одной стороны, может послужить преградой для качественного усвоения материала: застенчивость, будучи высоким эмоциональным напряжением, блокирует различные мыслительные процессы, негативно влияет на память. С другой стороны, застенчивость наносит ущерб психоэмоциональному здоровью ребёнка: для застенчивого ребёнка выступление перед классом – стресс, который, в свою очередь, может привести к возникновению у ребёнка школьных страхов.
Особенно ярко застенчивость проявляется в подростковом возрасте. Застенчивому подростку труднее общаться со сверстниками, зачастую они сами избегают контакта с другими людьми. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других. Застенчивые часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.
Необходимо как можно раньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей. Способы борьбы с застенчивостью зависят, прежде всего, от степени проявления её у ребёнка и различны в конкретном случае.
Несмотря на наличие достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамика в подростковый период.
Исследованию проблемы застенчивости посвящены работы Ф. Зимбардо, Бруно и Д. Бретт, российских психологов Л.И. Божович, И.С. Кона, А.А. Реана и др.
- Определение и причины застенчивости
- Проявления и последствия застенчивости
- Проявления застенчивости у детей
- Застенчивость у подростков
- Профилактика детской застенчивости
- Групповые методы работы с застенчивыми детьми
- Заключение
Еще по теме:
Особенности мыслительного процесса, формы и виды мышления. Становление
мыслительной деятельности в период дошкольного детства
Мышление –
это социальный процесс, связанный с речью и состоящий в опосредованном и обобщенном отражении предметов. Основными функциямимышления являются: понимание
– раскрытие существующей в предметах и явлениях действительности; целеоб ...
Психофизиологические
особенности детей подросткового возраста
Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В понимании хронологических границ возраста в психологич ...
Восприятие. Общая характеристика
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собо ...